RPG Area
Наверх
Игровая индустрия

Piranha Bytes: Аквариум для рыбок | Часть 1



Введение
 
Студия Piranha Bytes из немецкого города Эссен известна, по большей части, легендарной серией «Готика». Если взять среднестатистического игрока, предпочитающего RPG, то он точно слышал об этой трилогии, даже если никогда не играл. Начавшись в далеком 2001 году, культ «Готики» до сих пор имеет силу и вес в игровом сообществе. Игру приводят пример, с ней сравнивают десятки выходящих тайтлов, и до сих пор множество поклонников создает моды, мультплеерные версии и по 20-му разу проходит каждую часть. При этом не важно, какую из трех частей здесь выделять: у каждой из «Готик» свои сторонники: кто-то защищает сильную сторону первой части – сюжет, а кто-то говорит, что «Готика 2» с аддоном «Ночь Ворона» наголову выше всех игр в мире. Есть и та часть коммьюнити, которая оценивает выше всех третью часть, отмечая ее нелинейность и громадный мир. Но все это создали одни и те же люди – Piranha Bytes. Что сейчас происходит со студией и почему их новая серия Risen не была так восторженно принята как критиками, так и игроками? Об этом, а также о кризисе «Пираний» мы хотим поговорить с вами в нашей серии статей «Piranha Bytes: Аквариум для рыбок». 
 
Аквариум для рыбок
 
Если говорить о Piranha Bytes после-готичной эпохи, то последние годы студия находится в творческом поиске. Если быть точнее, в состоянии стагнации: ни технически, ни концептуально «рыбки» никак не могут не то чтобы перепрыгнуть себя прежних, но даже допрыгнуть до пояса той команды, которая создала ту ламповую «Готику», в которую играли (и играют) миллионы. Псевдо-новая графика Risen порой воспринимается, как некая попытка ликвидировать недостаток сюжета, системы диалогов, ролевой схемы и других аспектов игры. Однако, «блюром» и прочими графическими плюшками ребята из Эссена так и не смогли добиться той любви, которую получила в свое время «квадратная» и угловатая Готика. Даже «Готику 3», хоть и с небольшой пробуксовкой, можно причислить к добротным, крупным играм, которые оставили след в истории игровой индустрии.

Задав вопрос практически любому геймеру первой половины 2000-х годов «Знаешь Готику?», то многие бы ответили «Да, слышал что-то такое», а еще огромное количество восторженных криков «Конечно, о чем ты спрашиваешь?!». В 2009-ом году вышла первая часть новой серии «Пираний» - Risen. Попробуйте задать сейчас вопрос любому геймеру, слышал ли он или знает про Risen? Скорее всего, вы получите ответ «Нет» или «Может и слышал что-то, но не в курсе, что это». А уж восторженных криков точно не будет в таком количестве, как во времена, когда трава была зеленее и воздух чище.
 
Пираньи, как и многие виды рыб, очень любят чистую воду и хорошую экосистему. В конце 90-х небольшая команда из Германии смогла создать для себя такой аквариум, в котором были все удобные для них условия. И именно тогда ребятам удалось создать то, что можно считать шедевром, который оставил четкий отпечаток на всей истории жанра RPG.



Алекс Брюггеманн, Штефан Нюль, Михаэль «Майк» Хоге и Том Пуцки – вот те имена, кому мы обязаны тем, что в 1997 году была создана студия Piranha Bytes. Много чего менялось за эти 17 лет в команде: кто-то уходил, кто-то приходил, но долгое время ребята были верны себе и держались как единое целое. За эти годы команда из Эссена успела разработать уже 6 игр: трилогии Gothic и Risen (релиз третьей части, напоминаем, состоится в августе 2014 года). В разное время состав команды менялся, но мы можем смело говорить, что над играми всегда работало от 15 до 25 человек: не сравнить с мега-отрядами Ubisoft, Blizzard, Bioware и другими «гигантами» игропрома. Этим и брали ребята: «ламповость» их студии и продуктов зашкаливала, общение с коммьюнити во времена «Готики» может до сих пор оставаться примером для любой игровой компании. 

Костяк «Пираний» формировался в момент работы над первой Готикой. Абсолютно каждый «готоман» знал в лицо всех разработчиков любимой игры. Это и отличало студию от множества других: общение на форуме, блоги, рассказы о наработках, планах и прочем – всё это было в достатке. Такое общение давало сил, как самим ребятам, так и всем поклонникам. Их игры ждали, о них искали любую минимальную информацию. Коммьюнити и разработчики были единым симбиозом.
 
Но все бы было хорошо, если бы не одно «но». Все мы знаем, что даже на Солнце есть пятна. Уже в момент успеха первой части серии «Готика», «рыбкам» стало не хватать кислорода. После первого контакта с «наёмными» издателями у ребят начались проблемы.
 
Псевдо-независимая студия
 
Почему наемным издателем? Причина в следующем: Piranha Bytes по-прежнему считается независимой студией. По сути, они предлагают свои игры издателям, ищут подходящую компанию, которая сможет продать их игру. Таким образом, как следует из определения независимой студии, они не делают игры на заказ, как студии, которые работают при издателе. Однако, с выпуском даже первой «Готики» не было все так гладко, как хочется думать многим поклонникам «Пираний». Именно поэтому свет не увидел один очень хороший продукт «рыбок» - глобальный и уникальный аддон к «Готике 1». О нем до сих пор известно лишь паре десятков людей, но подробности так и не дошли до фанатов. А ведь могла получиться вторая «Ночь Ворона», если проводить параллели с «Готикой 2». Но, увы, этому не суждено было случиться. 



На подходе к релизу «Готики 1» Piranha Bytes, по сути, являлись дочерним предприятием компании Phenomedia AG. В далеком 2001-м игра появилась на свет, а уже в 2002-м году Phenomedia AG объявило о своем банкротстве. Обстоятельства и причины до сих пор неизвестны, но для индустрии это не первый и не последний случай (читайте нашу серию статей «CD Projekt: Путь к независимости»).
 
После разрыва с Phenomedia, «Пираньи» организовали собственное ООО – Pluto 13 GmbH, совладельцами которого являлись исключительно 18 человек, входящих на тот момент в состав команды, выпустившей «Готику 1». Но именно эта «кочка» на пути Piranha Bytes не позволила, в итоге, им выпустить запланированный аддон к первой части их трилогии. Это был первый сигнал о том, что студия хоть и считается независимой, но вовсе не в полной мере. 

Следом было печально известное сотрудничество с австрийским издателем JoWooD. Все мы помним, чем это кончилось. Совместно с JoWooD «Пираньи» выпустили три продукта: Gothic 2, Gothic 2: Ночь Ворона, Gothic 3. На финальной стадии разработки третьей части как раз и вскрылись новые «нюансы» сотрудничества с издателем. Австрийцы из JoWooD требовали выпустить игру поскорее, чтобы успеть «в срок». На деле: издатель не хотел нести больших затрат. Сэкономив на «ускорении», они заставили «Пираний» вывалить на рынок сырой продукт. Игру ждали сотни тысяч, к ней было приковано внимание, как и к ее конкуренту – TES IV: Oblivion. На деле, фанаты получили забагованную и недоделанную «Готику 3», которая «допиливается» игроками и по сей день. К слову, с момента выхода Gothic 3 началось знакомство Piranha Bytes с компанией Deep Silver. Последние помогли «финансово» и с точки зрения дистрибуции австрийцам из JoWooD.

Это был финал отношений Пираний с их вторым «наемным» издателем. После «Готики 3» случился разрыв JoWooD и Piranha Bytes, взаимные обвинения и долгие разбирательства между компаниями, а также солидный резонанс в прессе и коммьюнити. Австрийцы свалили всю вину на самих «Пираний», а сами отправились зарабатывать дополнительные деньги на товарной марке, которая осталась за ними: аддон к «Готике 3», разработанный наемной индийской студией, а также «Аркания: Готика 4», которые так и не были приняты фанатским сообществом «Пираний».
 
Сами же Piranha Bytes перешли на новый этап своего развития: работу над трилогией Risen. При работе над этой серией сотрудничество Пираний началось с заключения соглашения с немецким издательством Deep Silver, являющимся брендом крупной корпорации Koch Media. Это сотрудничество продолжается до сих пор. Но какой ценой? Независима ли студия?


 
Смена власти
 
Начиная с первой части Risen, поклонники ощутили заметные изменения: как в игре от любимой студии, так и в их общении с ними. Если еще в период работы над Risen 1, «Пираньи» охотно отзывались на вопросы коммьюнити, делились материалами и интересными фактами, то уже после неудачи первой части и во время продвижения второй части серии это общение практически сошло на нет. Разработчики все реже стали появляться на форумах. Все чаще на страницах игровых изданий сверкали имена Разработчиков, которые, на деле, не являлись в прошлом «голосом» студии. Причины есть и на это.
 
При налаживании отношений с Deep Silver перед «Пираньями» встал вопрос: что продать издателю? На передний план вышли два ведущих гейм-дизайнера: Майк Хоге и Бьорн Панкратц. Каждый из них предложил свой концепт нового проекта немецкому издателю. На радость издателю и на разочарование многих фанатов, прообраз Безымянного из трилогии «Готика» (М. Хоге) проиграл. Выбор Deep Silver пал на концепт-проект Панкратца. Этот момент можно считать отсчетным в новой эпохе «Пираний».
 
Где сейчас прежние Пираньи?
 
Отметим сразу, что уже давно (еще в период работы над «Готиками») из четверки основателей студии, о которых мы писали выше, в составе «Пираний» остался лишь Майк Хоге. Алекс Брюггеман, к сожалению, покинул наш мир – одного из родоначальников «рыбок» отняла у нас болезнь под названием «рак». Штефан Нюль сейчас трудится вместе с Каем Розенкранцем над проектом Nevigo – специальным инструментом для создания игр. А Том Пуццки на данный момент является частью команды Wargaming

Новая эра «Пираний» началась с момента разработки Risen, а ее пик – третья часть серии. Если еще в период создания первой части трилогии, в разработке концепта игры и самой игры принимали участие «старички», то сейчас этого уже нет. Напомним, что над Risen 1 трудились такие известные «Пираньи», как Маттиас Филлер (сценарий, диалоги), Ральф Маржинчик (арт-директор, концепты игры), Кай Розенкранц (саундтрек, звук), Андре Тиль (3d-графика, погода, визуальные эффекты и т.д.), и, конечно же, Майк Хоге, которого знает большинство поклонников «Готики», как одного из главных лидеров Пираний - он отвечал отчасти за сюжет, за гейм-дизайн и за другие направления. Во время работы над второй частью Майк все реже стал появляться в прессе, на камерах и на выставках. Ральф покинул проект. Кай Розенкранц ушел из студии, занявшись собственным проектом (см. выше). Команду стали покидать те, кого любили и знали в лицо сотни тысяч фанатов. 

Вместе с этим перестала быть «нормальной» ситуация, когда сами Пираньи сидели на форумах, давали десятки интервью каждый месяц и отвечали на вопросы, делились артами и наработками. На смену этому движению пришел абсолютно маркетинговый подход нового директора проекта Risen 2 (и Risen 3) – Бьорна Панкратца. Его жена, Дженни, перешла из числа тестеров на должность сценариста. А в период работы Risen 3 команду Пираний покинули еще несколько ребят, которых смело можно считать частью тех Пираний, которые оставили след в истории своей «Готикой».

Маттиас Филлер, Андре Тиль, Кай Розенкрац, Ральф Маржинчик, Марко Йелен, а также многие другие уже не работают в составе Пираний. Но еще более сильный удар пришелся по коммьюнити «Пираний», когда из команды ушел человек, который не только отвечал за гейм-дизайн «Готики 1», но и написал большую часть диалогов игры, а также стал прообразом главного героя – Безымянного – Майк Хоге. Он покинул уютный дом, который снимает студия в Эссене, осенью 2013 года. Теперь разработка игр от Piranha Bytes ведется практически новой командой под руководством Бьорна Панкратца. В команду взяли много новичков: как с опытом (например, бывших сотрудников Spellbound, которые трудились над «Арканией»), так и совсем молодых специалистов, которые, по большей части, не играли в «Готику». Точный состав и положение дел в Piranha Bytes теперь практически недоступны для фанатов. Что ждет обновленную студию, и чего ждать от ее следующего проекта? Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи. 

Обсуждение темы приветствуется!

Автор: Максим Шохин

 


Дата публикации: 06.07.2014
[ К списку статей ]


Меню

Игры
A B C D E F G H 
I J K L M N O P 
Q R S T U V W X Y Z 

А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц Ч 
Ш Щ Э Ю Я 

Все


Обратите внимание!
Dragon Age: Inquisition
Dragon Age: Inquisition

Предзаказ одной из лучших игр года открыт!
Заказать:
Заказать (1499р.)
Deluxe (1799р.)


Другие новинки


Комментарии

Интересное

Опрос
Вкладывали ли вы средства на Kickstater?

Да, и продолжаю это делать.
Да, пару раз, но сейчас нет ничего стоящего.
Нет, но возможно в будущем.
Нет, и не собираюсь.
Kickstarter?



Результаты
Другие опросы

Голосов: 1041


Реклама


Теги

Наши проекты

Архив
Показать\скрыть весь

Апрель 2024: Новости | Статьи
Февраль 2024: Новости | Статьи
Январь 2024: Новости | Статьи
Октябрь 2023: Новости | Статьи
Сентябрь 2023: Новости | Статьи
Август 2023: Новости | Статьи