CD Projekt. Путь к независимости. Часть 4
Новое – это хорошо незабытое старое
– В те времена [1990-ые года] экономика Польши была довольно хрупкой, и пиратство было самым популярным способом получения игр с Запада для геймеров, – рассказывает управляющий директор GOG.com Гильом Рамбург.
Железо в те годы было очень дорогим, поэтому многие польские игроки предпочитали старые игры, не требующие много ресурсов, но и они, как правило, добывались незаконным путем. Чтобы заставить игроков платить за игры, CDP задумали воплотить в жизнь одну из своих идей: сделать покупку игр удобной и доступной.
– Они представили бюджетную серию классических ПК-игр для польских игроков. CDP переводили игры и руководства пользователей на польский, добавляли наклейки и постеры, упаковывали это все в красивую коробку и продавали по очень привлекательной цене. Это был переломный момент для многих польских геймеров, которые решили попробовать ступить на законный путь и начать приобретать игры за деньги. И это был огромный успех для CDP: выпуск игр позволил им не только заручиться поддержкой новых игроков, но и заключить сделки с издателями по всему миру.
Спустя 10 лет, с появлением высокоскоростного Интернета и с увеличением расходов и конкуренции в индустрии видеоигр, пиратство и DRM были на подъеме. Поэтому, CDP приняли решение создать GOG.com – сервис, который работал бы по той же схеме, как и несколько лет назад, но через Интернет.
Существует несколько отличий GOG.com от крупнейшего сервиса цифровой дистрибуции Steam:
- все игры продаются по всему миру по фиксированной цене;
- покупая игру, каждый игрок получает дополнительный цифровой контент, например, саундтрек, руководство пользователя, обои и т.д.;
- абсолютно все игры работают на современных операционных системах;
- DRM-free.
История GOG.com
Бета-версия GOG.com была запущена в 2008 году с несколькими играми от Interplay.
В марте 2009 года был подписан контракт с Ubisoft о выпуске их старых игр.
По состоянию на 26 июня 2009 года, на GOG.com было доступно 126 игр.
3 сентября 2009 года сервису исполнился год. В честь первой годовщины была запущена праздничная акция: все игроки, купившие игру из определенного списка на сайте, получи еще одну игру на выбор из того же списка.
Еще через год, 19 сентября 2010 сервис GOG.com официально закрылся. На главной странице разработчике оставили запись: «Мы долго думали и пришли к выводу, что в данном виде GOG.com существовать больше не может».
Однако, CDP не так просты. Спустя пару дней GOG.com возродился, словно Феникс из пепла. Ничего не
«Прежде всего, мы хотели бы извиниться перед всеми, кто почувствовал себя обманутым вследствие закрытия GOG.com. Мы – небольшая компания и у нас нет огромного бюджета, чтобы потратить его на маркетинг. Закрытие сервиса – шанс привлечь внимание игроков перед запуском новой версии сайта и, что более важно, перед возвращением Baldur’s Gate к жизни!»
Перезапущенный сайт содержал новый дизайн, улучшенную навигацию, упрощенную регистрацию, поддержку Windows 7 и множество других нововведений.
Спустя некоторое время на сайте появились Icewind Dale, Planescape: Torment и другие игры. Всего же за два года существования к сайту присоединились более ста партнеров: и крупные издатели, и инди-студии. На GOG.com было выпущено около 500 классических игр, а количество активных игроков превысило цифру в 1.7 млн в месяц.
В 2011 году впервые в истории сайта была выпущена новая игра – The Witcher 2 от CDPR, 40 тысяч копий которой были проданы за первые три месяца на GOG.com. В сервисе от Valve за тот же период времени было продано 200 тысяч копий второй части игровой саги о ведьмаке. Но CDP только порадовались такому результату, ведь Steam во много раз превосходит GOG по количеству пользователей.
На данный момент влияние и уважение CDP растет не по дням, а по часам. Буквально вчера весь Интернет
Успех The Witcher 2 убедил компанию расширить ассортимент сайта GOG.com: CDP решили продавать не только старые игры, но и новые.
Так началась DRM-free революция.
DRM-free революция
DRM (от английского Digital Rights Management – технические средства защиты авторских прав) – меры защиты от копирования, которые применяют многие развлекательные компании для борьбы с пиратством.
Но давайте попробуем разобраться, чего же хотят геймеры и справляется ли DRM со своим предназначением?
Очевидно, что в наши дни геймеры изголодались по классическим играм. Духовный наследник Planescape: Torment собрал более 4 миллионов долларов, благодаря пожертвованиям игроков. CRPG Project Eternity (ныне Pillars of Eternity) от Obsidian собрала почти столько же. В самом деле, разработчики, чьи классические игры выпущены на GOG.com, сейчас участвуют в краудфандинг-движении, преимущественно на сайте Kickstarter, и почти все из них обещают DRM-free версии своих новых игр.
В недавнем интервью Forbes лидер проекта The Witcher 3: Wild Hunt, Конрад Томашкевич, заявил, что «DRM – это худшая вещь в индустрии видеоигр». А Гильом Рамбург говорит о DRM, как об аллергической реакции: «DRM – естественная, но бесполезная реакция», и добавляет: «DRM решает проблему с пиратством так же, как мешок бетона решает проблему голода».
– Использование DRM – это как сигнал об отсутствии доверия между производителями игр и потенциальными потребителями, – говорит Рамбург. – А секрет нашего успеха в том, что мы относимся к геймерам, как к людям, а не как к преступникам [пиратам].
– Кроме того, DRM иногда могут просто сломать игру. Сейчас существуют игры, которые требуют постоянного подключения к Интернет. Это не только неудобство для людей с плохим Интернет-соединением. Это сокращает продолжительность «жизни» игр.
С этим трудно не согласиться. Посмотрите, что сейчас происходит с играми, которые были привязаны к Games for Windows LIVE от Microsoft или к GameSpy? А как часто вам хотелось сыграть в игры, привязанные к Uplay от Ubisoft или к Origin от EA, но не удалось из-за проблем с серверами? По мнению Рамбурга, постоянное Интернет-соединение должно быть только в MMO-играх.
В то время, пока крупные игроки рынка видеоигр наступают на DRM-грабли (как, например, Blizzard с Diablo III и EA с SimCity 5), CDP и GOG.com продолжают развиваться.
Будущее DRM-free революции
Именно сегодня, 5 июня 2014 года, во время своей летней конференции CDP
- Свобода выбора. Игроки вправе играть там, где они захотят. У игр нет привязки к регионам.
- Опциональный клиент. Игроки сами выбирают, играть с подключенным Интернетом или нет.
- Кросс-плей. Игроки на разных платформах смогут играть друг с другом.
теги: cdproject, cdprojectred, gog com
Новости 519
Изображения 9