«Воровство нельзя оправдать». Интервью с основателем компании Марчином Ивиньcким (Часть 2)
PlayGround.ru представляет нам вторую и завершающую часть интервью с основателем компании CD PROJEKT Марчином Ивиньским. Что создатели «Ведьмака» думают о консолях нового поколения и условно-бесплатных играх? Не изменилось ли их отношение к пиратству? Развернутые ответы на эти вопросы читайте ниже.
Марчин Ивиньский: я все еще негативно отношусь ко многим современным тенденциям в играх. Мне не нравится, когда условно-бесплатные модели и микротранзакции используются, чтобы просто вытягивать деньги из игроков. Я считаю, что это вредит всей игровой индустрии, особенно если брать в расчет новичков, новых игроков. Если первое, с чем они столкнутся, — это предложения заплатить, чтобы «ускорить игру» (другими словами, чтобы сделать ее играбельной), или предложения в духе «заплати мне, чтобы перейти на две клетки вперед», то они поймут, что игры — это отстой, и не захотят взглянуть на по-настоящему хорошие проекты.
Я предпочитаю старую добрую модель: когда вы платите за определенное игровое время, за законченную игру, главу, эпизод и так далее. Я хочу знать, за что я плачу и сколько игрового времени я за это получу. Если я играю в бесплатную игру, я с радостью доплачу за «украшательства» и я без проблем потрачу деньги, если игра мне нравится.
С другой стороны, если я запускаю игру и вижу, что через час или два я уже на крючке и кто-то ставит искусственные преграды, чтобы на меня надавить, я говорю твердое «НЕТ» и стараюсь забыть о такой игре.
Кстати, прямо сейчас мы готовим к запуску нашу мобильную MOBA — The Witcher Battle Arena для iOS и Android. Это бесплатная игра. Я специально говорю «бесплатная», а не «условно-бесплатная»: в нее вы можете играть, не тратя ни копейки. Все, за что вы можете заплатить, — это «украшения», и я искренне надеюсь, что если игрокам она понравится (а она классная, так что попробуйте), они купят скин или два, чтобы нас вознаградить. Если игроки решат ничего не тратить и продолжать игру — это тоже неплохо.
Для новых консолей все только начинается.
«Ведьмак 3: Дикая охота» выйдет в мае следующего года, так что я внимательно слежу за тем, как идут дела у консолей нового поколения. Мы впервые выпускаем игру одновременно на всех трех платформах: на PC, PlayStation 4 и Xbox One. Успех PS4 и Xbox One разнится от страны к стране, но в целом обе консоли продаются как горячие пирожки. Я помню, что перед запуском новых консолей мы пытались серьезно предсказать их успех. Это, по большей части, были обоснованные догадки, но... В итоге ажиотаж оказался настолько высок, что люди просто пошли в магазины и купили целую кучу новых консолей и продолжают покупать их и дальше. Сегодня мы можем сказать, что даже самые оптимистичные наши предсказания были далеки от того, что мы видим теперь. Это был, наверное, лучший запуск новых консолей в истории. По-моему, все только начинается: наконец-то начали появляться игры, в которые можно на них сыграть.
У меня консоль появилась сразу после ее запуска: да, я поддался ажиотажу и мое решение было эмоциональным. Но только потом я понял, что играть было не во что.
Прямо сейчас ситуация меняется, а мой личный список игр нового поколения, в которые я хочу сыграть, становится все больше и больше. Я с нетерпением жду Рождества. Надеюсь, тогда я смогу вычеркнуть из этого списка некоторые игры!
«Если вам нравится наша игра — купите ее, но если она вам не нравится — зачем тогда ее вообще воровать?»
Я не согласен с людьми, которые говорят: «Сначала я украду игру, а если она мне понравится — тогда я ее куплю». Воровство нельзя оправдать. Говоря это, я использую все возможности, чтобы подтолкнуть таких людей к покупке легальной версии. Давайте смотреть правде в глаза: всегда есть небольшая группа воров, которые никогда не купят оригинал. Но она настолько мала, настолько крошечна, что о них можно просто забыть. Все остальные — люди, которые просто не могут позволить себе купить игру или имеют другие причины, по которым они не могут этого сделать.
В CD PROJEKT RED мы убеждены, что, если давать игрокам больше и относиться к ним с уважением, мы завоюем их доверие. Мне хочется, чтобы игроки чувствовали, что воровать наши игры не круто, и если они играют в них и они им нравятся, то их нужно купить.
По-моему, нам удалось достичь этого в случае с «Ведьмаком» и «Ведьмаком 2» — в какой-то мере. Где бы ни писали об этих играх — в статьях или в новостях — в комментариях всегда находились игроки, которые признавали, что сначала играли в пиратскую версию, но она настолько им понравилась, что они почувствовали необходимость купить лицензию после, когда цены упадут, или на распродаже. Это не идеальная ситуация, но я рад, что у таких людей теперь есть лицензионная версия, и я приветствую их с распростертыми руками. Я надеюсь, что они со спокойной душой купят третьего «Ведьмака» сразу, вместо того чтобы «сначала его попробовать».
Мы подготовили 16 DLC, которые мы будем выпускать с момента релиза игры — каждую неделю по два дополнения. Так мы говорим «спасибо» всем тем, кто решит купить нашу игру, и пытаемся переубедить тех, кто этого не сделает. DLCбудут совершенно бесплатными, вне зависимости от платформы или типа издания игры. Как и в случае со второй частью, «Ведьмак 3» будет на сто процентов свободен от DRM: никакой раздражающей защиты от копирования или других преград. Я верю, что это по-настоящему честное предложение.
Позвольте мне сказать следующее: «Если вам нравится наша игра — купите ее, но если она вам не нравится — зачем тогда ее вообще воровать?».
«Геймеры все больше привыкают к тому, чтобы покупать игры, и это само по себе прекрасно»
Я кое-что знаю о пиратстве в России: я помню, как когда-то я был на Горбушке и в Митино. Сейчас времена изменились. С развитием технологий пиратство во всем мире стало одинаковым. Теперь пираты — это не торгаши с раскладными столиками на рынках или что-то вроде этого. Теперь достаточно просто найти в Google торрент или зайти на пиратский сайт. В то же время легальные игры, в особенности цифровые, стали намного более доступными. Раньше геймеры могли жаловаться: в ближайшем магазине не было нужной игры, так что я купил пиратскую версию, или цена была слишком высокой, — все в этом духе. Теперь есть огромное количество легальных, доступных цифровых вариантов. Мы видим, что все больше и больше геймеров начинают покупать игры. Я думаю, ситуация улучшилась.
Я не утверждаю, что пиратство исчезло — нет, мы еще далеки от этого. Но геймеры все больше привыкают к тому, чтобы покупать игры, и это само по себе прекрасно.
С наступлением цифровой революции мы как разработчик можем охватить еще больше игроков и предложить им намного больше интересных предложений. Если мы не можем сделать это в момент релиза, то это может произойти через 6, 12, 18 или 24 месяца после. Вопрос в том, насколько хороша игра и хотят ли геймеры тратить на нее свое ценное время. Я искренне надеюсь, что в случае с третьим «Ведьмаком» они этого захотят. Разве сюжетная RPG AAA-класса (да, и очень красивая) не стоит того, чтобы за нее заплатить? Пусть это решают сами игроки, но, признаю, сам я склоняюсь к положительному ответу!
Автор:
Александр КупцевичИсточник:
playground.ruНовости 519
Изображения 9